РУС БЕЛ ENG

Алкогольная и наркотическая зависимость у детей и подростков

На протяжении последних десятилетий ученые всего мира все громче и тревожнее заявляют об опасности, которая подстерегает подрастающее поколение – детей, подростков, молодежь. Речь идет о все возрастающем размахе потребления спиртных напитков и наркотических веществ несовершеннолетними. Эта проблема сегодня актуальна для многих стран мира; она продолжает оставаться одной из самых социально значимых и для Беларуси. Согласно медицинской статистике Республики Беларусь, сейчас более 175 тысяч жителей государства состоят на учете в наркологических диспансерах, а также проходят лечение у врачей-наркологов.  16 тысяч из них  -  несовершеннолетние.

Уберечь ребенка от наркотиков и алкоголя. Это, несомненно, очень важная проблема, с которой, так или иначе, сталкивается любая семья. С учетом влияния сверстников, телевидения, кино, рекламы и музыки, замещающим родителям иногда кажется, что у них почти нет шансов повлиять на выбор ребенка. На самом деле это не так. Ценности, которые они прививают детям в процессе взросления, станут основным сдерживающим фактором в вопросе употребления наркотиков и алкоголя в будущем.

Подростки из семьи с хорошим эмоциональным и психологическим климатом, где родители в контакте со своим ребенком, в курсе проблем, свойственных этому возрасту, уважают его права как личности, никогда не станут алкоголиками и наркоманами. Если всего этого в семье нет, то такие родители плохие помощники в борьбе за их ребенка. Отсутствие со стороны родителей интереса к жизни подростка, безнадзорность, поглощенность собственными проблемами, мнимое бессилие, конфликтная обстановка в семье — все это в той или иной степени способствует постепенному "отторжению" подростка, ищущего возможности самореализации, понимания, дружеского участия, признания.

Родителям  нужно обратить внимание на своих детей, если они вдруг становятся слишком скрытными, если у них заметно снижается успеваемость, пропадает интерес к хобби, увеличиваются финансовые траты, а в доме начинают пропадать деньги. Должны насторожить и новые подозрительные друзья, резкая смена настроения, ношение не по погоде одежды с длинными рукавами, поведение, напоминающее состояние опьянения, но отсутствие при этом запаха спиртного.

Причин для первого употребления алкоголя или наркотических веществ можно найти великое множество. Однако наиболее часто встречаются следующие.

  1. Употребление из любопытства. Человек  любопытен по своей природе. Особенно любопытен подросток, познающий мир и самого себя. Именно в этот период жизни так хочется новых ощущений (телесных, эмоциональных), что рассказы взрослых об опасности наркотиков на только не пугают, но порой даже привлекают, «чем опаснее, тем заманчивее». «Парень, с которым я дружила, принимал наркотики. Пришло время, когда он стал уделять мне все меньше внимания. Наркотик стал для него важнее, чем я, чем наша любовь. И тогда я подумала – ну что же это такое, что может быть сильней любви, сильнее чувства? Надо непременно это попробовать».
  2. Употребление ради удовольствия. Человеку присуще желание испытать радость, наслаждение, восторг. Самый простой способ – принять химическое вещество, чтобы изменить свои ощущения. Гораздо сложнее получить удовольствие от обыденной жизни. Некоторые считают, что в жизни надо испытать все. Самое главное – это получить удовольствие, наслаждение. Порой не важно, какой ценой. Желания получать все новые и новые удовольствия часто сочетаются с отсутствием внутренних границ (запретов): «Я могу позволить  себе все что угодно».
  3. Употребление с целью быть принятым определенной группой. В переходном возрасте большую роль в поведении подростка играет конформизм. Подросток боится быть изолированным из своего круга общения, и вынужден идти на поводу у большинства. Так, например, если в его круге общения появляются лидеры, ступившие на путь алкогольной или наркотической зависимости, то, скорее всего, рано или поздно, по тому же пути пойдут и другие члены компании, чтобы не выделяться на фоне остальных. В переходном возрасте подросткам не всегда хватает сообразительности, чтобы понять, что данный путь не является верным. Не хватает и смелости, чтобы порвать с плохой компанией. Подростки повторяют за теми, кто, по их мнению, является примером для подражания.
  4. Употребление как протест против родителей.  Вызов против запретов и давления родителей. «Я сам знаю, как распоряжаться своим здоровьем, своей жизнью». «Вы больше не сможете управлять мной».
  5. Употребление, чтобы снять напряжение. Заниженная самооценка и, как следствие, неуверенность в  собственных силах – является одним из наиболее важных факторов риска употребления наркотиков. В данном случае наркотик становится средством защиты от плохого настроения, чувства боли и унижения. Заниженная самооценка способствует тому, что ребенок может попасть под дурное влияние сверстников. «Делай, как мы, иначе ты не из нашей компании. У нас курят (пьют) все.»

«В то время, когда я начинал принимать наркотики, я чувствовал себя слабым, маленьким, забитым. Все люди казались мне большими и сильными. Я очень не хотел быть маленьким и слабым. Одна доза, и я почувствовал себя «крутым» в своем дворе, да и соседних дворах, а сверстники казались мне слабаками. Кайф уходил, и становилось страшно. Нужен был новый прием наркотиков. И так каждый день».

Ряд специалистов считают наркоманию «симптомом семьи». Именно в семьях с неправильным воспитанием растут дети с заниженной самооценкой, отсутствием внутренних границ и запретов. Нарушения в воспитании наиболее часто проявляются как гипер- или гипоопека.

  1. Гиперопека. Чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывающих свое мнение по любому вопросу, диктующих каждый шаг. Ограждение от опасностей, культивирование осторожности.
  2. «Кумир семьи» (высокая степень гиперопеки). Ребенка восхваляют, культивируя в нем чувство исключительности; освобождают его от всех тягот, выполняют все его прихоти, снимая ответственность за поступки.
  3. Гипоопека. Воспитание, характеризующееся недостаточным вниманием со стороны родителей, игнорированием целенаправленного воспитания. В крайнем выражении представлено воспитанием по следующему типу:

«Золушка» – ребенок, лишенный ласки и внимания со стороны старших. Его постоянно третируют, унижают, противопоставляют другим детям, лишают всех удовольствий;

«Ежовые рукавицы». Систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, полное отсутствие тепла, сочувствие тепла, сочувствия и поощрения.

Мать не дает тепла, ласки, защищенности. Значит, искать их надо у кого-то или чего-то другого. Так формируется первичное стремление получить наслаждение искусственным путем.

Гипоопека – это недостаток любви. «Вирус холода» прочно внедряется в психику ребенка уже в утробе матери. Не найдя любви в семье, он будет искать ее на улице, усвоит закон стаи – слушаться сильного и никогда не идти против толпы. Большинство ребят попробовали наркотик именно, чтобы быть как все, за компанию. Кроме того, ощущение кайфа – наконец-то найденная иллюзия любви.

Второй тип риска – чрезмерно опекаемый ребенок. Это – кумир семьи, которому все позволено и основной мотив его жизни – получение удовольствия. Причем удовольствия не от общения, не от достижения цели, а от радостей простых, проверенных и наиболее доступных – телесных. В ребенке культивируют чувство исключительности, его освобождают от всех тягот жизни и ответственности за совершаемые поступки. Гиперопека порождает инфантилизм, неспособность справиться с трудностями, когда ребенок из теплицы вдруг оказывается в совершенно другом мире. Если раньше его постоянно пытались оградить от всех опасностей, культивировали осторожность и по каждому поводу навязывали свое мнение, то, немного отдалившись от семьи, оказывается в полной растерянности – каждый стресс вызывает боль, каждый самостоятельный шаг дается с трудом. Первый же конфликт толкает таких пациентов к поиску выхода – боль нужно снять. Если от боли головной и зубной помогает анальгин, то от душевной – шприц с дозой или алкоголь. Мир становится гораздо лучше.

Материальный достаток не гарантирует отсутствие психологических проблем и наличие системы нравственных ценностей. Противостоять наркотикам может только зрелая личность.

Портрет ребенка с высоким риском заболеть наркоманией или алкоголизмом характеризуется следующими чертами:

  • пониженная способность переносить трудности повседневной жизни;
  • стремление к новизне – «жизнь серая, ничего не происходит, а я хочу жить ярко и красочно». Яркость и красочность – достигаются легко. Стоит только расширить горизонты сознания. Сначала «травка», потом – героин;
  • неприспособленность к жизни, упреки окружающих способствуют формированию скрытого комплекса неполноценности, внешне нередко проявляющегося в защитно-психологической реакции, состоящей в демонстрации превосходства над окружающими. Дон-Жуан, который нуждался в постоянных мужских победах для подкрепления своей значимости, - из категории таких типажей;
  • внешняя доброжелательность, сочетающаяся со страхом перед устойчивыми эмоциональными контактами (боязнь любви, брака). На самом деле это действующее с детства «табу» на любовь окружающих;
  • стремление перенести ответственность за принятие решений на других, стремление обвинять других, зная при этом, что они невиновны;
  • завистливость;
  • тревожность.

             Все эти черты характера способствуют бегству от реальности – у кого в алкоголь, у кого в наркотики, у кого в психосоматические заболевания.

Алкогольная зависимость у детей наблюдается в более раннем возрасте, чем 10 лет назад, то есть алкоголизм молодеет. Основная масса родителей не видит угрожающей проблемы в употреблении алкогольных напитков. Часто приобщение к распитию алкоголя идёт из семьи. Одним из способов приобщения к алкоголю является коллективное «выпивание». Немаловажную роль играет и реклама. Несоблюдение законов о продаже спиртных напитков подросткам способствует их ранней алкоголизации.

Особенности употребления алкоголя подростками

Как правило, подростки постепенно втягиваются в процесс приобщения к спиртному и проходят несколько стадий:

начало употребления в компании «безобидных» и «безалкогольных» легких напитков (пиво разной крепости);

постепенный переход к крепким напиткам;

частое употребление алкоголя в больших дозах;

отсутствие выраженных соматических последствий употребления алкоголя;

отрицание наличия проблем, связанных с употреблением алкоголя;

негативное отношение к предложению начать лечение.

Признаки заболевания алкоголизмом

Ни один потенциальный алкоголик, а тем более подросток, начавший пить, не согласится с тем, что он попал в зависимость от спиртного. Но об этом красноречиво свидетельствуют скрытые и открытые признаки. Это:

непреодолимое желание принять алкоголь;

потеря контроля над количеством выпитого;

рост толерантности к алкоголю (употребление больших доз алкоголя);

высокий приоритет употребления алкоголя по сравнению с любыми другими видами деятельности и обязательствами.

Биологические факторы - играют определенную роль в образовании алкогольной зависимости. Наследуется биологическая предрасположенность, на почве которой может развиться болезненная зависимость. На основании исследований пришли к выводу, что у 60% зависимых от психоактивных веществ лиц (алкоголь, наркотики и т.п.), их ближайшие родственники страдали зависимостью. Многие пристрастились к алкоголю под влиянием ближайших родственников, товарищей и знакомых.

Характерологические черты молодых алкоголиков:

Лживость больных алкоголизмом хорошо знакома клиницистам и психологам. У подростков же она особенно непоследовательна и эмоциональна. Наиболее демонстративно она выражается в стремлении скрыть истинные причины и размеры пьянства.

Как характерную черту, необходимо отметить неустойчивость настроения. Так, вкрадчивость и подобострастие в ситуациях, сулящих выпивку, резко сменяются гневными вспышками и агрессивностью, если ей препятствуют. Брутальные аффекты особенно легко развиваются в кругу близких, редко сменяясь даже при посторонних хотя бы формальной вежливостью.

Подростки становятся невнимательными к близким, к прежним друзьям, неискренними, холодными, замкнутыми и недоверчивыми. Непринужденно они чувствуют себя только в "своем кругу". Нередко они весьма заботливы к себе подобным, например, целыми "делегациями" навещают товарищей, находящихся на стационарном лечении от алкоголизма. Вообще они легко находят общий язык со злоупотребляющими алкоголем и быстро сближаются с ними, формируя своеобразное сообщество, где господствуют особые нормы взаимоотношений и "кодекс чести", основанные на употреблении спиртных напитков.

Что касается внешних манер поведения, то несовершеннолетним больным свойственны – часто наигранные и компенсаторные – бесцеремонность, развязность, бахвальство, которые, однако, в условиях строгого контроля легко сменяются подавленностью, беспомощностью и пассивной подчиняемостью.

Таким образом, социальное поведение учащихся, подверженных влиянию алкоголя, принципиально меняется.

У подростков катастрофически быстро развивается алкогольная зависимость. Если у взрослых лиц переход от банального пьянства к алкоголизму занимает 5–10 лет (зависит от интенсивности пьянки), у подростков формирование хронического алкоголизма происходит в 3 раза быстрее, порой минуя этап регулярного потребления. Чем стремительнее развивается алкоголизм, тем необратимее его последствия.