РУС БЕЛ ENG

Переживание – преодоление критической ситуации

С момента возникновения критической ситуации человек вступает в динамические отношения с ней, что представляется как процесс переживания. Следовательно, переживание критических ситуаций есть работа личности – деятельность, направленная на их преодоление.

Рассматривая трансформацию личности как процесс, в ходе которого осуществляется психическая работа по преобразованию исходного содержания в трансформированную предметность, можно предположить, что трансформация выступает как переживание-преодоление критической ситуации. В процессе переживания-преодоления критической ситуации следует особо выделить феномен совладающего поведения.

Совладающее поведение – совладание-переживание, цель которого – достижение реалистического приспособления субъекта к окружающему, позволяющее ему удовлетворить свои потребности.

Таким образом, переживание-преодоление критических ситуаций – это деятельность, внутренняя интеллектуально-волевая работа по установлению душевного равновесия, утраченной осмысленности существования и «производство» нового смысла. Переживание критической ситуации можно диагностировать по параметру «психические состояния», включающему в себя:

1) субдепрессивные состояния; 2) состояния фобического круга; 3) состояния нервно-психического (эмоционального) напряжения. О наличии критической ситуации могут также свидетельствовать изменения в психологическом времени – фиксация на психологическом прошлом, его дискретность / континуальность и напряженность/ненапряженность.

Механизм возникновения девиантного поведения у подростков можно представить следующим образом: взаимодействие подростка с критической ситуацией как совокупностью событий ведет к появлению ситуационной тревожности, провоцирующей состояния нервно-психического (эмоционального) напряжения, фобического круга, а также субдепрессивные состояния, которые сопровождаются такими ситуационными реакциями, как дезорганизация, демобилизация, пессимизм и оппозиция. Наряду с этим происходит переход ситуационной тревожности как состояния в личностную тревожность как черту. В индивидуальной концепции психологического времени это выражается в фиксации на прошлом, его напряжении и дискретности. Это ведет к снижению волевого контроля эмоциональной реакции, неустойчивости личностного баланса, концентричности, что провоцирует переход подростка на «защитно-средовую» диспозицию и феномен средового отчуждения. Результатом является развитие девиантного поведения по определенному типу, в данном случае это агрессивное и суицидальное поведение.

Упражнения                                    

Вашему вниманию предлагаются упражнения, основанные на техники арт-терапии и телесно-ориентированной терапии.

Эти упражнения – это скорая помощь для тех, кто попал в чрезвычайную ситуацию.

Упражнение 1

Цель упражнения – снятие гиперконтроля человека, налаживания отношение и выявление подростков с агрессивностью.

Вы должны придумать тему и нарисовать картину, которую хотели бы показать близким людям. Думать и рисовать нужно быстро. Итак, по команде начинаем рисовать. Начали. По команде стоп передаем свой рисунок соседу по часовой стрелке. Рисуем. Закончили.

Интерпретация: если в группе есть человек с агрессией, с ее проявлением, он будет вносить в свой рисунок такие элементы, как стрелы, молнии, сломанные деревья или предметы, оружие.

Есть что-нибудь в ваших рисунках подобное?

Есть над чем задуматься.

Есть агрессия конструктивная – это напористость, целеустремленность, сила воли. А есть деструктивная, которая приносит вред человеку.

Что чувствовали, когда рисовали?

Очень часто мы делаем так, то есть, рисуем неосознанно, когда разговариваем с неприятным нам человеком по телефону или слушаем и не соглашаемся с кем-либо или с чем-либо.

Таким образом, через рисунок можно выяснить состояние человека (наличие агрессии) или выплеснуть уже накопившуюся.

Упражнение 2

Введение. Упражнения с цветами: используя два цвета (приятный и неприятный для вас), создайте какой-либо образ и сочините о нем рассказ.

Исполнение темы. «Хорошее и плохое»: изобразите то, что в вас есть хорошего и плохого; что вам в себе нравится и не нравится; свои достоинства и недостатки. Изобразите идеальное и реальное «Я», включая их положительные и отрицательные стороны. Изобразите положительное «Я» и отрицательное «Я»; сочините разговор между ними.

Упражнение 3

Введение. Упражнения с цветами: создайте два рисунка: один — из цветов, приятных вам, другой — из неприятных, а затем сравните оба рисунка. Придумайте разговор между ними.

Исполнение темы. Мои секреты: изобразите себя в одиночестве и на людях; в абстрактно-символической форме нарисуйте, что вы чувствовали, когда были одни и в окружении людей. Изобразите свое социальное «Я» и приватное «Я» — то, которое никто никогда или почти никогда не видел и не увидит; нарисуйте маску самого себя, изображающую вас в состоянии: а) тревоги, б) тоски, печали, отчаяния, в) напряжения, г) в веселом, приподнятом настроении. Придумайте историю, в которой эти состояния выступают в роли действующих лиц.

Когда наше тело реагирует на опасность, что происходит со спиной? Она сжимается. Тело получило сигнал – опасность, мама закрывает ребенка – спиной, детки часто хватаются за живот, мы поворачиваемся спиной к опасности. Формируются так называемые телесные маркеры. Образуется мышечный панцирь. Для того, чтобы снять эти телесные маркеры выполним следующее упражнение.

Следующее упражнение основано на телесно ориентированной терапии

Оно направленно на расслабление, снятие агрессии и напряжения.

Упражнение 4

«Дышать в ладошки» или «Продышать спину»

Нужно разбиться на пары. Один человек будет дышать, другой будет ему помогать. Сесть лицом к спинке стула. Ставим ладошки на 4 точки на спине сидящему, а он должен сделать 5 вдохов и пять выдохов (таз, талия, лопатки, плечи). Затем наклоняем голову партнера и ладошкой рисуем восьмерку по лопатками между ними 4 раза.

Затем у основания черепа находим 3 ямочки, ставим туда 3 пальца, прижимаем и держим. А теперь массаж головы снизу вверх и затем обратно также. Поглаживаем спину и 1,2,3 - ровная спина.

Следующее упражнение помогает решить проблему, которая возникает у каждого родителя. Это проблема страха у ребенка. Тело человека крайне нуждается в безопасности (потребность в безопасности у человека базовая). И когда возникает опасная ситуация, то тело начинает реагировать: мигание глазами, вибрация диафрагмы, покашливание, зуд, напряжение и т.д. Это значит, что потребность в безопасности неудовлетворенна и возникает эмоция. Снять данное напряжение поможет следующее упражнение.

Упражнение 5

Положить человека на кушетку на спину. Взять обычный мячик. Катать его по различным участкам тела, называя те, к которым прикасается мячик. Что происходит? Мозг сканирует участок, к которому прикасается мячик и таким образом снимается телесный маркер или телесный узел, который закрепляется в теле, когда человек испытывает отрицательную эмоцию. Те участки тела, которые при сканировании не называются человеком, проблемные, значит там есть телесные узлы.