РУС БЕЛ ENG

В рамках шестого школьного дня беседа среди учащихся начальных классов "Твоя гигиена - залог здоровья"

13.04.2024

Роль сказки в жизни ребенка (для родителей) 

Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает. Она - универсальный учитель. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Но мы обращаем еще особое внимание на роль сказок в развитии устной речи.

Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. У многих детей плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение.

Так вот сказка является одним из действенных и ярких средств, скрывающих огромные дидактические возможности в развитии речи. Конечно, тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной речи, но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать детскую речь эмоциональной, образной, красивой.

Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки и даже пытаются придумывать свои сказочные истории.

Родителям стоит больше внимания уделять сказке. Когда взрослый читает ребенку сказку или вместе с ним ее сочиняет, происходит важнейший момент объединения двух миров: мира взрослого и мира ребенка, в волшебном сказочном пространстве.

Сказка- это замечательное средство семейного общения и развития ребенка.

Она помогает установить доверительные отношения, развить речь ребенка и его фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться.

Но самое главное- сказка меняет и взрослого, ведь его фантазия и речь развиваются тоже! К тому же он начинает смотреть на мир совершенно другими глазами и вспоминать свое детство.

Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной. Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.

Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка. С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности эмоционального развития вашего малыша.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы.

Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать общению.

Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учитывать ряд моментов связанных с особенностями вашего ребенка. В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребёнок воспринимает образно. Если ребёнок, неоднократно, видел сцены насилия по телевизору, то он не сможет это образно воспринимать в сказках.

Нужно разъяснить ребёнку, что плохое должно погибнуть. В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями. Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает.

Важно и ваше отношение к сказке. Если вы тоже чувствуете, что это другой, сказочный мир, то и расскажите её интересней. Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет ему понять её смысл. Когда он поймёт суть сказки, она станет ему не интересна. Каждый может найти в сказке то, что понятно и близко именно ему. Через сказку можно привить ребёнку любовь к чтению. Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребёнка. Через сказку ребёнку легче понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ребёнок представляет себя положительным сказочным героем. Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка.

Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Корректировать и улучшать его поведение. Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направленно на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Если обращать внимание на нелюбимых и любимых героев ребёнка, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы ребёнка. Фантазию ребёнка легко направить как в положительное, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

Пожалуй, один из самых действенных способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга - это сказка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа, учит добру и справедливости. 

Как не стать жертвой преступления (для детей) 

Основные правила поведения для детей, применяемые почти в любой ситуации:

  • если ты оказался без родителей, никому чужому или малознакомому не открывай дверь, как бы не представлялся незнакомец;
  • не теряйся, если, находясь в квартире, услышишь, что кто-то пытается открыть входную дверь, а громко спроси: " Кто там";
  • если дверь продолжают открывать чужие, - будет правильным по телефону "102 " вызвать милицию, точно указать адрес и затем с балкона или из окна звать соседей или окружающих на помощь;
  • на телефонные звонки с вопросом есть ли и когда вернутся с работы родители, надо отвечать, что они заняты и спросить кому и куда перезвонить;
  • уходя из дома, не забывай закрыть балкон, форточки и окна, особенно, если проживаешь на первом или последнем этажах;
  • не оставляй в дверях своей квартиры записок - это привлекает внимание посторонних;
  • будь внимательным с ключами от квартиры - не теряй, не оставляй под ковриком, в почтовом ящике и в других (только для тебя) укромных местах. В случае утери или пропажи ключей важно сразу же сообщить об этом родителям и заменить дверные замки;
  • не хвастайся перед окружающими тем, какие в вашей квартире есть дорогостоящие предметы (телевизионная, видео и радио-аппаратура, одежда, украшения и т.д.), а также количеством денег;
  • не приглашай в дом незнакомых или малознакомых ребят и девушек ни под каким предлогом;
  • очень правильно поступают мальчики и девочки, которые знакомят родителей со своими друзьями и товарищами;
  • не носи с собой больших сумм денег, а если случайно такие деньги оказались в кармане - не хвастайся об этом;
  • если во дворе или возле школы мальчики требуют деньги, постарайся убедить, что денег нет и по возможности сообщи в полицию;
  • на вопросы незнакомых людей "есть ли дома родители? " (папа или мама), лучше ответить, что родители сейчас отдыхают дома;
  • не нужно на улице разговаривать с пьяными, даже знакомыми людьми, т.к. пьяный человек сильно изменяется, его поступки могут быть непредсказуемыми и жестокими;
  • не садись к незнакомым или малознакомым лицам в автомобиль, даже если хочется покататься или опаздываешь;
  • нельзя садиться с посторонними в лифт, если с тобой нет родителей;
  • если неизвестные тебе люди приглашают послушать музыку, сниматься в кино, посмотреть видеофильм, поиграть или показать собаку, другое животное (может быть и любой другой предлог) не спеши соглашаться, прежде обязательно посоветуйся с родителями или любыми другим взрослым, которого ты хорошо знаешь и доверяешь;
  • если чувствуешь, что тебя преследуют, - зайди в ближайший магазин, другое место или попроси взрослого прохожего проводить до дома;
  • в любом тревожном случае необходимо обращаться в милицию, где всегда получишь совет и помощь.

Психологическая защита у детей (для педагогов)

Каждый из нас испытывал трудности, которые нужно было преодолеть. В таких случаях мы можем испытывать состояние дискомфорта, у нас появляется ощущение тревоги и даже безысходности, вызванное трудностями, которые встали на пути достижения цели. Такое состояние может быть вызвано различными причинами: от отсутствия сил, как физических, так и душевных, до неуверенности в принятом решении. В таких случаях практически каждый из нас пытается выбраться из этого состояния, применяя различные психологические механизмы уравновешивания — психологическую защиту. Все это свойственно не только взрослому, но и ребенку. Дети, которые передаются на воспитание в замещающие семьи, как правило, имеют негативный опыт проживания в неблагополучной семье и (или) в интернатном учреждении. Многие из них отягощены психологическими травмами и поведенческими нарушениями.  Понятно, что воспитание таких детей требует терпения, мудрости и, конечно, специальных знаний. В настоящем выпуске методической рассылки мы познакомим Вас с особенностями формирования психологической защиты у детей,  видами психологической защиты,  влиянием семьи на развитие защитных механизмов у детей.

В настоящее время в детской психологии проблема психологиче­ской защиты является одной из самых актуальных и обсуждаемых. Эмоцио­нальная жизнь детей менее сложна и более прозрачна, чем эмоциональная жизнь взрослых, поэтому ее можно наблюдать. Так, если ребенок видит, что другому уделяется больше вни­мания, чем ему, то неизбежно чувствует обиду и ревность. Если исполняется его давнее желание - это наверняка его обрадует. Или он ожидает наказания - и при этом неизбежно чувствует тревогу. Таким образом, взрослый может предполагать, что на данные конкрет­ные события ребенок будет реагировать конкретными эмоциями. Но, в противополож­ность таким ожиданиям, иногда наблюдение может показать совершенно иную картину. Например, ребенок проявляет безразличие там, где взрослый ожидал разочарования, или находится в веселом настроении вместо огорчения. Во всех этих случаях произошло что-то, что нарушило нормальный процесс. Осуществляя свои защитные функции, «Я» вмеша­лось и послужило причиной трансформации эмоции.

Термин "психологическая защита" (в применении к взрослому человеку) появился в одной из работ 3.Фрейда. В 1936 г. Анна Фрейд, дочь З.Фрейда, представила первое систематическое описание защитных механизмов у детей.

Защитный механизм - это обходной путь, чтобы скрыть или ослабить тревогу, снять эмоциональное напряжение, уменьшить психологический дискомфорт. Эта защита возникает автоматически при восприятии опасности. Причем опасность можетбыть как внешней (например, угроза, исходящая от какого-то животного), так и внутренней, моральной (осознание ребенком собственных чувств, которые осуждаются взрослыми, например, ревность к брату или сестре, желание стать маленьким, желание причинить вред родителям).

Психологическая защита у детей. Внешние формы проявления

Психологические защиты действуют автономно, т.е. человек не может контролировать их работу, однако детские психологические защиты немного отличаются от взрослых. Как правило, детские защитные механизмы имеют свои яркие внешние проявления, которые можно увидеть в поведении, эмоциях или рассуждениях ребенка. Например, когда ребенок все время забывает учебник по нелюбимому предмету, это происходит неосознанно, но заметно окружающим и можно предположить, что срабатывает защита «вытеснение», когда неприятные моменты просто забываются и «вылетают» из головы. Психологическая защита у детей может проявляться через:

Уход в болезнь

Многие дети, которым не хватает внимания родителей, испытывают проблемы со здоровьем, наиболее частыми заболеваниями из которых являются энурез, головные боли, астма, желудочные боли и т.д. Это так называемые психогении, развивающиеся на основе психоэмоциональных переживаний.

 Ребенок, пребывающий в атмосфере постоянных  требований со стороны родителей, испытывает неосознанные душевные страдания. Спасаясь от этого, он вдруг заболевает. И тут с его окружением происходят удивительные метаморфозы! То, чего ему так не хватало, воздается в полной мере. Родители проявляют заботу, ласку, беспокойство, а главное — непрерывный поток требований: «Так не делай, это нельзя» — резко ослабевает. Таким образом, ребенок во время болезни обладает явным преимуществом по сравнению с тем временем, когда он был здоров. Во-первых, все его неудачи находят оправдания, и у него есть право избегать проблем. Во-вторых, ребенок получает контроль над взрослыми, он ими управляет, перекладывая все свои обязанности на их плечи. В-третьих, помимо сочувствия со стороны родителей, он может в любой мелочи рассчитывать на их помощь.

 Такой тип поведения постепенно может закрепиться. Будучи уже взрослым, человек, сталкиваясь с различными трудностями или попадая в стрессовую ситуацию, будет болеть, уходя таким способом от окружающей действительности. Следовательно, он постарается снять с себя ответственность при решении жизненных задач и прикрыть болезнью собственную несостоятельность.

  • Слезы и жалобы

Здесь уже идет речь не об уходе в болезнь, а уходе в слабость. Такой человек не пытается достичь успеха, а наоборот, старается избежать поражения, применяя все свои силы. Для оправдания своей безынициативности и неспособности принимать решения он постоянно жалуется на жизнь, государство, судьбу и т.д. Для такого человека все вокруг плохие, а он один хороший. Слезы и жалобы — способ манипулировать другими людьми.

  • Лень

Нередко родители жалуются на лень своих детей, даже не догадываясь, что лень — одна из форм психологической защиты, которая позволяет ребенку скрыть от окружающих недостаток веры в себя. Непонимание этого лишь усиливает давление на ребенка со стороны родителей. А ведь именно они в первую очередь виноваты в его лености. Попытки ребенка проявить самостоятельность нередко пресекались, ведь он мог разбить, сломать, испортить, словом, сделать что-то не так. Взрослые постоянно предостерегали его от самостоятельных поступков и ежеминутно поправляли. У ребенка день и так состоял из кучи запретов, а если он при этом еще и слышал постоянно, что все делает не так, это вполне могло привести к развитию комплекса неполноценности, что в конечном итоге спровоцировало лень и безразличие.

 Для ребенка в такой ситуации лучше быть ленивым, чем бестолковым, тем более что родители сами оправдывали все его неудачи, его безынициативность и несамостоятельность фразой типа: «Ребенок умный, у него есть способности, но он очень ленивый». Таким образом, лень является извинением всех его ошибок.

  • Ложь, лживость

Это способ компенсации своей недостаточности. Если ребенок часто врет, значит, кто-то из родителей очень суров по отношению к нему. Скорее всего, естественное поведение ребенка подвергалось критике и осуждалось, иногда даже наказывалось. Ребенок, травмированный таким отношением, осознает, что говорить правду и делать то, что свойственно ему как личности, небезопасно, поэтому он предпочитает лгать.

  • Жестокость

Часто избалованный ребенок не может приспособиться к реальности, какая она есть, и ожесточается против всего света. К жестокости как защитному механизму прибегают не только избалованные, но и отверженные, брошенные дети. По большому счету, слабость и неуверенность в себе порождают жестокость по отношению к другим.

  • Комплекс превосходства

Если мы видим человека с явным проявлением высокомерия, то  с полной уверенностью можно сказать, что он пытается скрыть чувство своей несостоятельности. За видимой маской превосходства чаще всего прячется маленький ребенок, который не получил уважения и признания в собственной семье.

  • Бегство в «другой мир»

  Это, пожалуй, самый распространенный способ уравновешивания. В этом случае проявляются сразу две формы бегства: фантазия «уход в мечту» или  уход в «себя». В первом случае ребенок, становясь взрослым, не умеет разграничить реальное и воображаемое. Вместо того чтобы добиваться желаемой цели своими силами, такой человек представляет, что уже достиг всего, и упивается своими воображаемыми успехами.

Дети, не имеющие адекватной эмоциональной связи, которые были заброшены или подвергались плохому обращению или испытывали пренебрежение, психологическое давление, насилие, жестокость, став взрослыми, начинают искать людей, которые могут обеспечить им заботу, безопасность и привязанность. Они начинают мечтать о некой доброй личности (обычно противоположного пола), которая должна появиться в их жизни и исполнить мечту, создать особые благоприятные отношения для удовлетворения личностной потребности в признании, любви, заботе и внимании. И когда, наконец, такой человек появляется, мечтатель начинает идеализировать партнера, ослепленный собственной иллюзией. Он активно верит, что все его мечты, которые он так долго вынашивал, исполнятся. Феномен мечтаний не позволяет страдальцу вспоминать о своих старых чувствах, вызванных жестоким обращением или пренебрежением взрослых. Это может продолжаться долгие годы.

Склонность людей снимать психологическое напряжение путём ухода от взаимодействия с реальностью (мечты, фантазии)  есть следствие врождённой сверхчувствительности.

 Во втором случае человек не витает в облаках, а «копается в себе». С одной стороны, такое сосредоточение на себе позволяет разобраться в причинах неудач и ошибок, а с другой — дает возможность избежать общения с другими. Такой уход от действительности чреват негативными последствиями, такими как алкоголизм, наркомания и даже суицид.  Во избежание такой формы ухода следует научить ребенка доверять окружающим, не бояться привязываться к другим людям, воспитать уверенность в собственных силах.

Такие проявления психологической защиты требуют своевременной коррекции.