РУС БЕЛ ENG

Программа Родительского университета на 2023/2024 учебный год

23.09.2023

Программа Родительского университета на 2023/2024 учебный год

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

¾       формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

¾               формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

¾               обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

¾               организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

I.   Организационное:

·                   формирование  очной   и   дистанционной  форм   обучения  в Родительском университете;

·                   разработка «Интернет-сайта родительского университета»;

·                   создание   в    популярных   социальных  сетях («ВКонтакте»,

«Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).

II.   Информационно-просветительское:

·                   презентация содержания программы мероприятий Родительского университета;

·                   организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

-   правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

-   психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

-   гражданское: о путях развития образования, школы.

·                    консультирование родителей по юридическим, психолого- педагогическим и другим проблемам.

III.   Содержательное:

·                    научно-методическое обеспечение формирования психолого- педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

·                    расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

-   на оценке родителями собственного жизненного опыта;

-   на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;

-   на стабильном общении детей и их родителей;

-   на формировании атмосферы поиска новых знаний;

- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребенка;

-   на развитии творческих способностей членов семьи;

-   на умении видеть результаты развития детей;

-        на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учетом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I    ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II    ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III     ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

Формы проведения занятий:

·          традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

·          дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

-   формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

-   повышение интереса родителей к самообразованию;

-      удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

-   повышение уровня педагогической культуры родителей;

-     активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

-       развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

-      охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учетом возрастных психологических особенностей учащихся.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых

вопросов

Сроки проведе-

ния

Форма проведе-

ния

Ответствен- ные

1

1 класс

1.1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая,

психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально- психологической

дезадаптации. Помощь

ребенку в адаптации к школе

сентябрь

лекция

 

классный руководитель

1.2

Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-

гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у

первоклассника

ноябрь

беседа

классный руководитель

 

1.3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи

семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у

ребенка желания трудиться

январь

круглый стол

классный руководитель

1.4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в   нашей жизни. Значение эмоционально- чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций

ребенка

апрель

семинар- практикум

 

классный руководитель

2

2 класс

2.1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учѐбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

октябрь

беседа

классный руководитель

2.2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учѐбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

декабрь

круглый

стол

классный

руководитель

 

 

2.3

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

февраль

лекция

 

классный руководитель

2.4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться.

 

 

 

 

май

круглый стол

 

классный руководитель

3

3 класс

3.1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребѐнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к

знаниям

сентябрь

беседа

 

классный руководитель

3.2

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика                        развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка                      младших

школьников

декабрь

лекция

 

классный руководитель

3.3

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила   здорового   образа жизни.

январь

беседа

 

классный руководитель

3.4

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви.

 

 

 

апрель

семинар- практикум

 

классный руководитель

4

4 класс

4.1

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины

учебных неудач и успехов. Формирование произвольности

познавательных процессов: внимания, памяти.

Личностные особенности

младших школьников

сентябрь

лекция

классный руководитель

4.2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

декабрь

круглый стол

 

классный руководитель

4.3

Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

февраль

круглый стол

классный

руководитель

4.4

Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

май

круглый стол

классный руководитель

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся I-IV классов

 

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

1

Психологические особенности младших школьников.

Развитие памяти и внимания младших школьников.

Мотивы учения младших школьников.

Отношения в семье как основа взаимопонимания.

Поощрение и наказание детей в семье.

 Леворукий ребенок в школе.

Классный руководитель,

педагог социальный

2

Воспитание вежливости.

Профилактика жестокого обращения с детьми.

Как на самом деле любить своих детей?

Микроклимат в семье и воспитание ребѐнка.

Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях.

Роль отца в воспитании ребенка.

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка.

Семейные традиции ценности в воспитании детей.

Учение с увлечением.

Классный руководитель, педагог социальный

3

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение

Как выявить и развить способности детей? Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребѐнок глазами родителей

Как помочь ребенку стать внимательнее? Как привить ребенку любовь к чтению?

Конфликтные ситуации между родителем и

ребенком: как услышать ребенка?

Классный руководитель,

педагог социальный

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребѐнка Интеллектуальное развитие ребенка

Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей

Организация свободного времени детей в

период летних каникул

Классный руководитель,

педагог социальный

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых

вопросов

Сроки проведе-

ния

Форма проведе-

ния

Ответствен- ные

1

5 класс

1.1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

сентябрь

семинар- практикум

классный руководитель

1.2.

Тема 2. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками.

ноябрь

круглый стол

классный руководитель

1.3

Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста.

февраль

лекция

классный руководитель

1.4.

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери          родительского авторитета.

май

круглый стол

классный руководитель

2

6 класс

2.1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье.Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как

основа воспитания ребенка

сентябрь

лекция/

классный руководитель

2.2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

декабрь

семинар-

практикум

 

классный

руководитель

2.3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь   ребенка от опасностей в социальных сетях

март

круглый

стол

 

классный

руководитель

2.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

май

семинар- практикум

 

классный

руководитель

3

7 класс

3.1

Тема 1. Психологические и

физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14- летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учѐбе.

сентябрь

лекция

классный

руководитель

3.2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

ноябрь

круглый стол

 

классный

руководитель

3.3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком- подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

февраль

семинар- практикум

 

классный

руководитель

3.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать                 подростка обучением? Мотивация на спех

апрель

беседа

классный руководитель

 

4

8 класс

4.1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

октябрь

лекция

классный руководитель

 

4.2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

декабрь

лекция

классный руководитель

 

4.3

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения

март

беседа

 

классный руководитель

 

4.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты.    Развод как психотравмирующий   фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско- родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей   при   возникновении школьных конфликтов

 

 

 

 

 

 

май

круглый стол

классный

руководитель

5

9 класс

5.1

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания                      возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и   внутренние конфликты, отношение к учебе

сентябрь

лекция

 

классный

руководитель

5.2

Тема 2. Агрессия, еѐ причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведения подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

ноябрь

беседа

 

классный

руководитель

5.3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своѐ здоровье. Профилактика вредных привычек

февраль

лекция

 

классный

руководитель

 

5.4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

апрель

семинар-

практикум

 

классный

руководитель

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся V-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

5

Мой ребенок становится подростком

Психологические особенности младших подростков

Ребенок в коллективе сверстников Межличностное общение подростков Отношения в семье

Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины

Ответственность родителей за воспитание

детей

педагог социальный, классный

руководитель

 

6

Роль отца и матери в воспитании ребенка Как научить учиться с удовольствием?

Школьные конфликты

Трудности переходного возраста

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье

педагог социальный, классный

руководитель

 

7

Ваш любимый неидеальный ребенок

Подростковый возраст: проблемы полового

созревания

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов

Любовь и дружба в подростковом возрасте

Как помочь ребенку стать взрослым?

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми

Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

педагог социальный, классный

руководитель

 

8

Как научиться понимать и принимать подростка?

О родительском авторитете

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

Подросток в социальных сетях: что делать?

Как научить подростка быть ответственным за

свои поступки?

Домашняя работа: удовольствие или наказание?

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

Как сохранить репродуктивное здоровье

подростка?

педагог социальный, классный

руководитель

 

9

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки.

Самооценка поведения

Как помочь подростку в выборе профессии?

Как научить детей распоряжаться деньгами?

Свободное время и его значение в формировании личности подростка

Интернет-зависимость: пути преодоления

Организация свободного времени детей в период летних каникул

Ответственное родительство – залог

благополучия семьи

классный

руководитель,

педагог социальный,

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых

вопросов

Сроки проведе-

ния

Форма проведе-

ния

Ответствен- ные

1

10 класс

1.1

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня

сентябрь

лекция

 

классный

руководитель

 

1.2

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребѐнку

ноябрь

круглый стол/

классный

руководитель

 

1.3

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

февраль

беседа

классный

руководитель

 

1.4

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

апрель

круглый стол

классный руководитель

2

11 класс

2.1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

октябрь

семинар- практикум

 

классный

руководитель

2.2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет- зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

декабрь

беседа

классный

руководитель

2.3

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

март

круглый стол/

классный

руководитель

2.4

Тема 4. Как помочь ребѐнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы

концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

май

 

семинар- практикум

 

классный руководитель,

 

           

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся X-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

10

Психофизиологические особенности десятиклассников

Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания Личное ли это дело – личное счастье?

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников

Кем быть и каким быть?

Организация досуга старшеклассников

Особенности здоровья и физического развития старшеклассника

Режим учебного и физического труда, личная

гигиена

Классный руководитель,

педагог социальный,

 

11

Трудности личностного роста и их влияние на обучение

Научная организация учебного труда старшеклассников

Роль театра, кино и телевидения в

формировании эстетических идеалов у старшеклассников

Закон и ответственность несовершеннолетних Формирование здорового образа жизни Физическое совершенство, готовность

старшеклассников к труду, военной службе

Самореализация личности

Классный руководитель,

педагог социальный

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Андреева, Т. В. Психология семьи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальностям психологии / Т. В. Андреева. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – СПб. : Питер Пресс, 2014. – 334 с.
  • Вержибок, Г.В. Гендерное воспитание в семье и школе : Г.В. Вержибок; под ред. А.С. Лаптенка. – Минск : Национальный институт образования, 2016. – 248 с.
  • Глинский, А.А. Воспитание гражданина, труженика, семьянина: пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования / А.А. Глинский, А.Ф. Журба. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 232 с.
  • Залыгина, Н.А. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания: пособие для педагогов учреждений образования с русским и белорусским языками обучения / Н.А. Залыгина, М. Е. Минова. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 192 с.
  • Кабуш, В.Т. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе: пособие для педагогов общего среднего образования / В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 184 с.
  • Катович, Н.К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н.К. Катович, Т.П. Елисеева. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 208 с.
  • Козлова, Г. Л. Безопасность детей в опасном мире: практическое пособие / Г. Л. Козлова, Л. Н. Мирейчик, М. В. Пряхина. – Минск : Альтиора

     — Живые краски, 2013. – 55 с.

  • Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 15.07.2015, №  82  //  Министерство  образования  Республики  Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// adu.by/.../koncept-vospit-detej- i-molodioji.doc. – Дата доступа: 29.09.2019.
  • Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный  цикл  развития  человека  /  И.Ю.  Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Трикста, Академический проект, 2011. – 419 с.
  • Левченко, А. О. Дети онлайн : опасности в сети / А. О. Левченко. – М. : Изд-во «Э», 2015. – 320 с.
  • Луговцова, Е. И. Психология формирования культуры здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений общего среднего образования / Е. И. Луговцова. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 190 с.
  • Мартынова, В. В. Профилактика правонарушений учащихся: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В.В. Мартынова, Е.К. Погодина, Д.О. Донченко. – Минск : Национальный институт образования, – 192 с.
  • Мартынова, В.В. Социально-педагогические основы патронатного воспитания: пособие для специалистов управлений образования, органов охраны детства, социальных педагогов / В.В. Мартынова, А.М. Русецкая, В.И. Вашнѐва. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 160 с.
  • Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов органов управления образованием / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 216 с.
  • Медведская, Е. И. Ребенок в мире мультимедиа : предупреждение зависимости / Е. И. Медведская. – Минск : Народная асвета, 2018. — 192 с.
  • Недвецкая, М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи / М. Н. Недвецкая. – М. : УЦ Перспектива, 2011. – 152 с.
  • Некрасова, З. В. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать : пособие для родителей / Заряна и Нина Некрасовы. – 2-е изд., доп. – М. : Академический проект, 2017. – 254 с.
  • Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье / Т.В. Ничишина. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 248 с.
  • Овчарова, Р.В. Психология сопровождения родительства / Р.В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 368 с.
  • Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова : учебное пособие. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
  • Окулич, Н.А. Как стать успешным родителем : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Н.А. Окулич, под ред. М.П. Осиповой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.
  • Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 189 с.
  • Первушина, Е. В. Выжить в начальной школе. Как? : книга для умных родителей / Е. В. Первушина. – СПб. : Вектор, 2010. – 251 с.
  • Петрановская, Л. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка / Л. Петрановская. – М. : АСТ, 2015. – 210 с.
  • Погодина, Е.К. Модель организации деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы по оказанию психолого-педагогической помощи  семьям  в  воспитании  детей  / Е.К. Погодина // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : сборник научных статей, Витебск, 2020 г. / Вит. гос. ун-т; редкол.: Е.Л. Михайлова, С.Д. Матюшкова, С. Г. Туболец / науч. ред. Е. Л. Михайлова; отв. за выпуск С.А.Моторов. – Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2020. – 238 с. – С. 49-52.
  • Погодина, Е.К. Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей / Е.К. Погодина // Образование. Наука. Культура: материалы международного научного форума (20 ноября 2019 г.). В 5 ч. Ч. 2. Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в современной системе образования» : сб. науч. статей / отв. ред. Н.В. Осипова. – Гжель : ГГУ, 2020. – 548 с. – С.393-394.
  • Погодина, Е. К. Теория и практика социально-педагогической работы с семьей: учебно-метод. пособие / Е.К. Погодина, С.Г. Туболец. – Минск : БГПУ, 2019. – 160 с.
  • Погодина, Е.К. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей учащихся / Е.К. Погодина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – №4 (44). – С. 130-132.
  • Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 22.02.2016, № 9 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс].          –           Режим          доступа:          http:// http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=6581. – Дата доступа: 29.09.2019.
  • Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для  студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова,  Е.  В.  Екжанова,  Е.  В.  Зырянова  и  др.;  под ред. Е. Г. Силяевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
  • Урбанович, Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями : методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы [Методическое пособие с электронным приложением] / Л. Н. Урбанович. – М. : Глобус, 2009. – 256 с.
  • Формирование культуры семейных отношений: из опыта работы специалистов социально-педагогической  и  психологической  службы учреждений образования Витебской области: методико-практические материалы. – Витебск : ГУДОВ «ВО ИРО», 2017. – 51 с.
  • Формирование семейных ценностей : игры и тренинги для учащихся и родителей / сост. Г. Г. Моргулец. – Волгоград : Учитель, 2011. – 183 с.
  • Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия: пособие для педагогов и психологов общеобразовательных, социально-педагогических учреждений, учреждений дошкольного образования / И. А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 176 с.
  • Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 198 с.
  • Целуйко, В. М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко. – 2-е изд. – Мозырь : Содействие, 2007. – 222 с.
  • Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания / В. В. Чечет. – Мозырь : Белый ветер, 2003. – 292 с.
  • Шнейдер, Л.  Б.  Семейная  психология:  Антология  / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект; Трикста, 2010. – 720 с.