РУС БЕЛ ENG

Первый раз в пятый класс. Проблемы адаптации

Переход в пятый класс – один из самых важных и сложных моментов в школьной жизни ребенка. По многим параметрам этот переход можно сравнить с его поступлением в первый класс: новые учителя, новые предметы, часто – новые одноклассники, учеба в новых кабинетах, а иногда и другом корпусе школы. Ребенку сложно, ведь опять приходится переживать адаптацию, как это было в первом классе. Но довольно часто процесс адаптации в пятом классе проходит еще труднее, чем это было при поступлении в школу. Ребенок теряет интерес к учебе, замыкается в себе, становится растерянным и безответственным. Часто от родителей новоиспечённых пятиклассников можно услышать, что они не узнают своего ребенка: он грубит, уходит от разговоров, отказывается учиться. Что же происходит? Поступление в пятый класс, как правило, происходит в возрасте 10-11 лет, а этот возраст ознаменован очень важным и сложным физиологическим процессом – переходом ребенка в подростковый возраст. Все знают, что подростковый возраст – трудный возраст. Это возраст больших изменений, физических и личностных трансформаций, иногда - возраст серьезных проблем. Вместе с тем, это возраст кипучей энергии, активности, планов и фантазий. Ваш ребенок больше не ребенок. Это уже маленький взрослый. Психологи даже выделяют особое личностное качество, свойственное только подросткам – чувство взрослости.  В этом возрасте вчерашний ребенок стремится к самостоятельности, хочет быть равным взрослым, а главное – хочет осознать себя. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность часто связано с отчуждением от всего, что раньше было близким, а в первую очередь - это родители и учителя. Отсюда - частые конфликты подростков с родителями и ухудшение учебы. С другой стороны, в этот период на первый план выходит ориентированность подростков на установление межличностных отношений, ведь познание другого, такого же, как я, дает возможность познать и самого себя. Приоритеты младших подростков кардинально меняются. Если в начальной школе ведущей деятельностью детей была деятельность учебная, то при переходе в пятый класс она уходит на второй или даже на третий план, ведь ведущей деятельностью подростков является деятельность общения. И вот в такой физиологически и эмоционально непростой период младшему подростку приходится адаптироваться к новым школьным реалиям.

Как понять, что ребенок успешно адаптировался в пятом классе? Признаки успешной адаптации в средней школе очень схожи с ее признаками в первом классе. Вы можете быть спокойны за своего пятиклассника, если:

  • он удовлетворен процессом обучения, с радостью идет в школу, не испытывает страхов и тревоги;
  • ему удается легко осваивать учебную программу;
  • он самостоятелен при выполнении домашней работы, и обратится к вам за помощью только в случае серьезных затруднений;
  • отношения с одноклассниками и учителями складываются успешно.

А что, в свою очередь, должно насторожить родителей? Каковы признаки тяжёлой адаптации?

  • вечно усталый, утомленный вид ребенка;
  • его беспокойный сон и трудности утреннего пробуждения;
  • частые жалобы на плохое самочувствие, обострение хронических болезней;
  • замкнутость, нежелание говорить о школе;
  • нежелание ходить в школу и выполнять домашние задания;
  • постоянные жалобы на школу и события, происходящие в ее стенах;
  • негативные характеристики в адрес учителей, одноклассников, других взрослых и детей;
  • стремление отвлечь родителей от разговоров о школе, постоянное стремление увести разговор в другое русло.

Любое из этих проявлений, а особенно их комплекс, должны насторожить родителей и стать поводом обратиться за помощью: в случае личностных трудностей и проявления негативизма к школе – к психологу, а при наличии соматических проблем или обострения хронической патологии – к педиатру или профильному доктору. В особенно сложных случаях на помощь может прийти врач-психотерапевт. Как помочь ребенку успешно адаптироваться в пятом классе?

  • Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его трудностями и неудачами.
  • Проявляйте не формальный, а искренний интерес к школьным делам ребенка; интересуйтесь каждым его прожитым в школе днем.
  • Познакомьтесь с новыми учителями, выясните, какие требования они предъявляют к освоению своего предмета. Регулярно беседуйте с ними об успехах и трудностях вашего ребенка, о его взаимоотношениях с другими учениками.
  • Не забывайте учитывать темперамент своего ребенка в процессе адаптации: медлительные и малообщительные дети будут медленнее и труднее привыкать к новым реалиям школьной жизни, нежели их активные сверстники.
  • Развивайте самостоятельность своего «маленького взрослого». Доверьте ему домашние обязанности, за выполнение которых он будет нести ответственность.
  • Но наряду с развитием самостоятельности не забывайте о необходимости ненавязчивого контроля, потому что, несмотря на всю кажущуюся взрослость, ваш пятиклассник не всегда может правильно сориентироваться в новой жизненной ситуации.
  • Постарайтесь создать благоприятный климат в семье. Помощниками в этом станут понимание, терпение и внимание.

Самое большое счастье родителей – видеть успешных, состоявшихся, а главное, счастливых детей. Пусть у Вас все получится!